Киноцеремония растянулась на шесть часов

Национальную кинопремию «Ника» вручали в 34-й раз и в течение шести часов. Из-за пандемии одну церемонию пришлось пропустить,  и теперь награды получали лауреаты  по итогам  2019 и 2020 годов. Главными победителями стали два Андрея Сергеевича, два однокурсника по мастерской Михаила Ромма  – Смирнов с фильмом «Француз» и Кончаловский  с «Дорогими товарищами».  

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая. Фото: Андрей Григорьев

  Каждый из них получил по две награды – за лучший фильм и режиссерскую работу. Вадим Абдрашитов, поздравляя Андрея Смирнова, заметил, что ни  пандемия, ни какие-то  другие обстоятельства не смогли погубить кинематограф: «Крупные  мастера апеллируют к историческому материалу, а история нашей страны непокорная, невозможно превратить ее в рабыню».  Смирнов не мог прийти в себя от счастья и наповал сразил собравшихся своим выступлением: 

— Вы не представляете, каково э стоять на этой сцене в 80 лет. Я думал,  что в этом возрасте буду озабочен церемонией похорон. В нашем фильме не участвовало Российское военно-историческое общество, там нет патриотических взрывов. То, что кинематографисты отметили картину, свидетельствует об их гражданской смелости.

 Весь вечер на «Нике» только и говорили о таланте свободы. А Дмитрий Глуховский, отмеченный «Никой» за сценарий фильма «Текст», произнес темпераментный монолог о том, что кино должно говорить правду.  

Началась церемония с крика младенца. Надрывался полугодовалый и девяти килограммовый сын Дмитрия Быкова, которого отец прижимал к груди,   читая свои   стихи. Обычно это делал Михаил Ефремов, отбывающий наказание. Он стал номинантом  2019 года как исполнитель роли второго плана во «Французе».  О ничего не получил, зато его коллеги по фильму – Александр Балуев, Наталья Тенякова и  Нина Дробышева — удостоены наград.  Дробышева  не могла  прийти, получал приз ее внук.     

Поскольку церемония упиралась по времени в трансляцию «Оскара», то на эту тему бесконечно шутили. А певица Анна Бутурлина, не так давно принимавшая участие в церемонии  американской Киноакадемии с песней к мультфильму «Холодное сердце 2», теперь пела на «Нике» и стала связующим звеном с «Оскаром». Она  вручала награду за лучшую работу звукорежиссера, и, наверное, впервые в истории премии ее удостоена женщина — Полина Волынкина, работавшая на «Дорогих товарищах!».  Стас Намин награждал Анну Друбич, которую  знал еще ребенком. Теперь дочка Татьяны Друбич и Сергея Соловьева  получила сразу две статуэтки   за музыку к фильмам Валерия Тодоровского  «Одесса» и «Гипноз».  Она  вспомнила слова, сказанные ей композитором Исааком Шварцем: «Деточка, ты способная, но пойми: женщина не может быть композитором». 

Анна Друбич и Стас Намин. Фото: Андрей Григорьев

«За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» отметили классика отечественной анимации Леонид Шварцман, когда-то нарисовавшего Чебурашку. Недавно ему исполнилось 100 лет. На двоих с  женой Татьяной им  197, а вместе они уже 70 лет. «Вы видели, какой мужик?» — воскликнул вручавший награду Юрий Норштейн, — Всем напиткам он предпочитает джин».  Но на церемонию Шварцман прийти не смог. Киновед Елена Стишова, названная Антоном Долиным воплощением духа свободы, награждена за вклад в кинематографические науки, критику и образование. «Нику» за «Честь и достоинство» драматургу и режиссеру  Рустаму Ибрагимбекову вручал Андрей Кончаловский. Пятьдесят лет назад они втроем   с Валентином Ежовым   задумали сценарий про басмачей,  но Кончаловский увлекся чем-то другим, и уже без него появилось на свет «Белое солнце пустыни». «Меня качает как былинку на ветру не только потому, что мне 82, — признался лауреат.–Когда мне было пять лет,  наставник нашего бакинского двора сказал нам: «Вы, дети, должны жить так, чтобы на ваши похороны пришли достойные люди. Пытаюсь жить по его заветам».  

Юлия Снигирь отмечена спецпризом «За исполнение роли в международном телепроекте «Новый Папа»  Паоло Соррентино. Итальянский консул, вручавший награду, заметил, что красота русской девушки —  значимый фактор российско-итальянских  отношений. Муж Юлии —  Евгений Цыганов —  выступил со своим ансамблем. 

Юлия Снигирь. Фото: Андрей Григорьев

Кончаловский был еще богато представлен по итогам 2019 года с российско-итальянским фильмом «Грех» о Микеланджело, и часть его группы – художника Маурицио Сабатини и художника по костюмам Дмитрия Андреева, оператора Александра Симонова  — отметили наградами, одна из которых отправилась в Италию.  

Актерские награды достались Чулпан Хаматовой за «Доктора Лизу», Юлии Высоцкой за «Дорогих товарищей» и Александру Палю за «Глубже!», Леониду Ярмольнику за «Одессу», где он фактически сыграл своего отца, только его мама удивлялась: «Почему ты думаешь, что сыграл отца? У него были другие очки».

Чулпан Хаматова. Фото: Андрей Григорьев

В номинации «Лучший неигровой фильм» по итогам 2019 года отметили картину «Хуциев. Мотор идет!» Петра Шепотинника, напомнившего, как в 1966 году картину его героя «Июльский дождь» журнал «Советский экран» признал худшим. За 2020 -й отметили «Котлован» Андрея Грязева, собранный из роликов, записанных нашими гражданами как обращения к президенту.  Лауреат благодарил академиков за то, что они услышали  возгласы, доносившиеся со дна котлована. 

В анимационной секции победили Константин Бронзита с фильмом «Он не может жить без космоса» и Ирина Евтеева с «Мелодией струнного дерева» о Велимире Хлебникове, сделанной в ее фирменном стиле, когда актеры сначала снимаются как в игровом кино, а затем их изображение разрисовывается вручную. : «Это моя четвертая номинация на «Нику». Наконец-то она  прилетела», —  призналась Ирина. Столько было счастья у тех, кто получил награды, и сколько скорбных лиц у незаслуженно забытых. 

Источник www.mk.ru

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *