В Москве «опасный» фильм о людях нетрадиционной ориентации так и не увидели

В Риге победой фильма «Тихий голос» о молодом чеченце нетрадиционной ориентации завершился Фестиваль авторского документального кино. До этого он проходил в Москве, и весьма экстремально, напоминая театр военных действий с участием активистов, выступавших против кино, которого они даже не видели.

Документалисты Виктор Косаковский, Гиедре Жиските и Виталий Манский. Из личного архива Виталия Манского.

Поскольку в Риге приняты строгие меры по борьбе с COVID-19, а театры и кинозалы закрыты, организаторы сами отправились к зрителям. Так что латвийский блок прошел по-семейному, с доставкой на дом. Показы проходили в так называемых «пузырях».

«Гунду» Виктора Косаковского показали на ферме для семьи, воспитывающей десять детей. Во дворе установили передвижной экран, а за жизнью главной героини — норвежской свиньи Гунды — наблюдали в окружении ее собратьев, кур и коз. Смотрели кино у костра на территории молодежной коммуны. Сеанс фильма о тоталитаризме с последующим обсуждением в женской колонии помогла организовать в женской колонии лютеранский пастор. Представители общепита смотрели кино в ресторане, работающем исключительно навынос.

Показ «Гунды» на ферме. Из личного архива Виталия Манского.

Только жюри из трех человек расположилось в пустом кинотеатре. В его состав входили: выпускница киноведческого факультета ВГИКа, а ныне руководитель Национального киноцентра Латвии Дита Риетума, музыкальный критик Артемий Троицкий и кинокритик Антон Долин, заменивший в последний момент Владимира Познера.

Посмотрев 21 конкурсный фильм, Гран-при присудили «Тихому голосу» «за талант слышать неслышимое и видеть невидимое». Снял его французский режиссер, скрывающийся под псевдонимом Река Валерик. Он рассказал о 26-летнем чеченском бойце ММА, вынужденном бежать в Бельгию, спасаясь от мести родного брата, узнавшего о его гомосексуальности.

Большую часть времени Хавадж слушает на автоответчике сообщения матери из Грозного, которая скучает по сыну, бедствует без его материальной поддержки и вынуждена продавать спортивные медали. Она уверена, что на чужбине «болезнь» сына будет только прогрессировать.

«Тихий голос» российским зрителям посмотреть не удалось. К руководству «Артдокфеста» обратился представитель Чеченской Республики и попросил не показывать картину, способную вызвать негативную реакцию, ведь в Чечне геев нет. А потом все билеты на два сеанса «Тихого голоса» были выкуплены и оплачены с одной банковской карты.

В Санкт-Петербурге фестиваль и вовсе был сорван. Теперь Виктор Косаковский, получая в Риге приз за режиссуру, принес извинения за свой родной город. Кстати, его героиня, хоть и свинья, но вполне достойна награды за лучшую женскую роль. Она, как человек, способна многое чувствовать.

Виктор Косаковский на фестивале в Риге. Обстановка неформальная. Из личного архива Виталия Манского.

А вот жюри программы «Балтийский фокус» в составе российского режиссера Алины Рудницкой, находившейся в Праге, Массимо Триа из Пизы и Туе Стин Мюллера из Копенгагена, работало удаленно. Согласно его решению, лучшим режиссером стала Гиедре Жиските, снявшая «Прыжок» (Латвия—Литва—Франция) о побеге из СССР в США литовского моряка Симаса Кудирка в годы «холодной войны».

Будет ли проходить в дальнейшем «Артдокфест» в России — большой вопрос. Пока Виталий Манский ориентируется на Ригу, где готов принять всех любителей настоящего документального кино и обеспечить им безопасность.

Источник www.mk.ru

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *